В рейтинге (Мировой экономический форум) образовательных систем из более ста стран учитываются: готовность страны к передовой экономике, качество образовательной системы, уровень естественнонаучного обучения. России – не на первых местах этого рейтингового списка. Большей частью – из-за «необучения» применению полученных знаний или, как принято и модно говорить сейчас в педагогике, – из-за неумения формировать у обучаемых компетенции.
Обновление знаний, технологий требует адекватных компетенций, мобильности, динамизма, конструктивности. Учета запросов общества и требований рынка труда. Обществу нужны уже на просто хорошие специалисты, а специалисты отличные, творческие, самостоятельные, креативные и генерирующие идеи. Умеющие мобилизовать свой потенциал при решении задач (индивидуально, в команде). Постоянно самообучающиеся, саморазвивающиеся.
Образовательные «компетенция» - многоаспектны: ключевые (универсальные), межпредметные (к кругу некоторых учебных предметов); предметные (в рамках конкретного предмета).
Совет Европы считает основными ключевые компетенции (группы компетенций): познавательная, социальная, коммуникативная, информационная. Какие из них важны (развиваемы) ЕГЭ?
Выделим следующие действия: извлечение пользы из опыта, организация связей и структурирование знаний, умение решать проблему, самообразование, работа с базами данных и знаний, классификация, критическое мышление, противостояние трудностям, принятие релевантных решений, ответственность, работа в коллективе, использование НИТ, ИКТ, стойкость и др.
Компетенции, ожидаемые от учащихся, должны быть у учителей.
|