Основной параметр качества образования - учебные достижения учащихся, точнее их оценка. Важный системный показатель не только системы образования, но ученичества. Он оценивается стандартизированными процедурами, применяемыми в стандартных (одинаковых) условиях, по одинаковым по релевантности измерительным материалам. Разработка таких стандартизированных процедур – сложная задача. Нужен психолого-педагогический подход всех участников (организаторов, учителей, наставников, учеников, родителей) на основе предметных, психолого-педагогических ЗУН (знания, умения, навыки), опыта, особенностей ученика и учителя, планирования деятельности с учетом физического и морально-духовного возрастного и интеллектуального состояния.
Основные критерии готовности: наличие ЗУН для обучения, личностная, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая и коммуникативная готовность. Эта взаимосвязанные качества, например, личностная готовность (готовность сменить ведущий тип деятельности) определятся и мотивационной готовностью, и эмоционально-волевой готовностью к сдаче ЕГЭ, сама же она влияет на коммуникативную готовность (организованность, самостоятельность и др.).
Итак, выделим основные показатели готовности к ЕГЭ:
• использование различных форм, методов, приемов;
• решение жизненных сложных задачи (выбор, принятие решения);
• целесообразность и целеполагание в действиях, мотивация;
• способность применять различные схемы и технологий;
• исследовательские умения, навыки;
• самооценка и самоподготовка, формирование уверенности;
• речевые, коммуникативные способности.
|