Способность к обучению зависит от отношения к собственным ошибкам. Мы учимся часто на них (на своих чаще). Кто-то лучше, а кто – хуже, делая различные выводы.
Мозг откликается на очередную ошибку вниманием, удовлетворением или сигналом, что эта ошибка «учтена».
У обучаемого или «жёсткий» склад ума (при ошибке он, скорее признается, что у него нет таланта, но не учтет промах в новой ситуации), или, наоборот, «гибкий» склад ума (воспринимает ошибку в качестве удачного повода для решения в будущем, «было бы желание, время, силы»).
У первых после ошибки обостряется внимание. Если человек сильнее думает о том, где и как он совершил ошибку, тем ему легче избежать ее далее. Похвала за сообразительность («успешность», а тем более, «гениальность») может затормозить мыслительные схемы, обучаемый будет решать только те задачи, которые он «может». Наоборот, поощрение даже за неудачную попытку может развить подвижность и решительность ума, сообразительность, способность учиться и самообучаться надолго, ему всегда будет это интересно.
Ясно, как важно это учитывать, готовясь к ЕГЭ или другим испытаниям.
|