У традиционного образования все контрольные и управляющие рычаги – преподавательские. Ученик – исполнитель воли учителя, что лишает его при обучении высокой мотивации, самостоятельности, состязательности. К тому же учителя часто нарушают нормы и требования контроля учащихся. Нет планомерности, систематичности, высокой объективности, учета индивидуальных особенностей. Есть часто внезапность, непрогнозируемость, необъективность, субъективная предвзятость, подведение к «среднему» итогу.
Даже при должном соблюдений требований программ и ФГОС (а иначе и невозможно), не учитываются, не могут при таком подходе учитываться, индивидуальные качества обучаемых.
Тестовая система, например, при подготовке к ЕГЭ (ГИА) и модульная технология обучения, вместе с творческим подходом может передать часть функций управления и контроля самим учащимся. Например, он может сам «расставить» на траектории обучения контрольные точки, выбрать свой темп изучения и даже баллы.
От этого зависят содержание, методы и средства обучения, воспитания (чему учить? как учить?).
Реально, цели часто не формулируются (формализуются). Преобладают общие, неопределенные, ресурсно необеспеченные.
Существует, предложенная Беспалько В.П. (1972 г.) качественная шкала оценки знаний (умений):
· узнаваемость информации;
· воспроизводимость информации;
· репродуктивность (воспроизводимость по алгоритму деятельности);
· творческая деятельность (продуктивная, самостоятельная деятельность).
Воспитание часто трактуется как саморазвитие, самовоспитание, создание условий для этого.
Воспитание, образование – двусторонний целеполагающий процесс.
Формирование способности к целеполаганию и планированию ресурсов для достижения поставленных целей – важная двухсторонняя педагогическая цель.
|