Кейсы классифицировать можно по-разному. Например, по возрастанию сложности учебно-исследовательской ситуации:
• иллюстративные ситуации, цель – обучить принятию правильного решения в конкретной детерминированной ситуации;
• ситуации формирования проблемы, цель – самостоятельное решение задач;
• ситуации без необходимости формирования проблемы или таковая не выявлена четко;
• проблемно-прикладные ситуации, где необходимо выбрать (построить) пути решения.
Кейсы классифицируются и по задачам обучения: обучающие анализу; обучающие решению; иллюстрирующие решение (проблему).
Кейсы классифицируют и так:
• учащийся должен найти оптимальное решение, алгоритм, модель;
• учащийся должен разобраться лишь с ключевыми понятиями;
• первооткрывательские, преподаватель и учащиеся выступают как исследовательская группа.
Стандарта кейсов – не существует. Объем (сложность) кейса определяется целью, назначением кейса, длительностью его рассмотрения.
Методически кейсы бывают типа «вопросов-ответов», «задач-решений», «ситуаций-анализа». Основываются все на знаниях, умениях, опыте, интуиции, эвристиках. Строятся по схеме, поэтапно: определение дидактических целей – определение ситуации – построение карты (программы, плана) кейса – сбор информации по кейсу – выбор (адаптация, построение) модели ситуации – построения сценария кейса – наполнение кейса (тексты, мультимедиа) – оценка эффективности – оценка релевантности – подготовка методических материалов – внедрение в обучающий процесс – сопровождение кейса.
|