Речь идет, в основном, о заданиях с конструируемым ответом, хотя не обязательно ими исчерпывается группа «В». Такие задания называют также заданиями на дополнение или «открытыми». Здесь готовых ответов не бывает, выход из «поставленной ситуации» формулирует сам тестируемый. Бывают как регламентируемые по форме представления и содержанию ответы, и задания, для которых свободно подбираются (конструируются) ответы, в том числе развернутые, с полным или схематическим решением, эссе и т.д.
Задания эти многими считаются более сложными, так как нет детерминированного выбора, возможности «тыкнуть», используя опыт, интуицию, эвристики. Но это, скорее, ошибочное мнение. К тому же такие задания чаще легче разработать, чем задания, для которых необходимо предложить грамотно подобранные дистракторы. Но такие задания имеют однозначный ответ, достаточно объективны. Их сложнее проверять в компьютерном варианте, так как часто встречаются не самые точные, а просто правильные или даже частично правильные ответы. Это приводит к дальнейшим затруднениям при проверке и часто нужны четкие спецификации к ответам.
Такие задания не имеют ограничений, а это привлекательно для многих. Почему их предпочитает большинство? Чаще всего, из-за «свободы», «разнообразности», на самом деле, это больше эфемерные качества, чаще срабатывающие в гуманитарных дисциплинах. Для естественных дисциплин, легче предложить эталон с оценочными критериями. К тому же «В-задания» потребуют и работы экспертной группы.
|