В школах нередко идет натаскивание «под ЕГЭ», зубрежка. Основные недостатки традиционной парадигмы обучения: «знания-умения-навыки»:
• распространенная (возможно, даже единственная) классно-урочная форма занятий;
• ориентация лишь на кванты знаний;
• отсутствие инструментальных средств и эффективных сред самостоятельной работы;
• отождествление образования с обучением, обучения – с усвоением, заучиванием;
• репрезентативные методы обучения.
Слабо работают (или совсем не работают) творческое, проектное, компетентностно-ориентированное обучение, самообучение.
В школе главенствует принцип: «лишь преподаватель – источник и регулятор всех знаний учащихся, учащиеся должны лишь усвоить сообщаемые им знания».
Необходима коррекция этой парадигмы на базе важного принципа: «основа обучения – сотрудничество и творчество с учителем, ученик – активный участник процесса обучения».
|