Дифференцирующая способность теста – ключевой термин тестологии, он характеризует разделение тестируемых по рейтингу (группам) при аттестации, что является основной задачей не только ЕГЭ, но и любого тестирования.
Базируется понятие на так называемом коэффициенте дискриминации (различающей способности), характеризующей тест или отдельные его задания. Рассчитывается по данным проведенного тестирования. Основные входные данные: количество заданий, участников, первичных («сырых») баллов. В результате вычисляется дифференцирующая способность теста или длина промежутка (в логитах) по шкале подготовленности с шагом, позволяющим различать такие уровни. Например, в матрице ответов испытуемых (по данному тесту), дифференцирующая способность для какого-то балла станет больше, если больше информации в данной строке матрицы ответов.
Так как максимального значения для такого коэффициента не существует, на практике ограничиваются часто величиной 11/<Количество заданий>. Обычно берут его до 4/<Количество заданий> или примерно 7/<Количество заданий> (логит).
Если коэффициент дифференцирующей способности:
• более 0.4 – задание эффективное;
• 0.3 - 0.39 – задание удовлетворительное;
• 0.2 - 0.29 – задание требует переработки;
• менее 0.2 – следует заменить задание.
Но все это верно для представительной выборки испытуемых, например, около 250 и более человек. Поэтому есть сложности с применением дифференцирующего коэффициента.
|