Валидность теста, способность измерять им именно таких характеристик, для определения которых тест и был разработан. Есть валидности различного типа – содержательная, критериальная, конструктная.
Содержательная валидность должна быть атрибутом всех диагностических материалов, например, КИМ, применяемых на ЕГЭ, в которых отображены адекватно основные разделы содержания. Эта валидность определяется, например, результатами тестирования по двум тестам, двух групп разработчиков, которым выданы одинаковые цели и гипотезы тестирования. Свидетельство содержательной валидности - близость результатов тестирования.
Критериальная валидность - отражение меры соответствия результатов и использованных критериев обученности. Например, корреляция результатов ЕГЭ и оценок в школе говорит о валидности тестов ЕГЭ.
Конструктная валидность требует точного описания конструкта (измеряемой тестом переменной), для чего необходимы гипотезы коррелированности и группы испытуемых с низкими (высокими) результатами тестирования.
Оценка валидности – сложная задача, учитывающая основные характеристики: конгруэнтность (мера измерения тестом элемента содержания) и технологическое качество (на основании заключения экспертов).
|