Итак, PISA, в переводе (англ.) расшифровывается так: «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся». Касается учеников 15 лет (9-10 классов). Основная цель PISA – выяснение, имеют ли эти школьники знания (умения), необходимые для полноценного развития в обществе, достаточны ли они для использования на практике и решения проблем в жизни. Включает: выявление грамотности (математической, естественнонаучной) и способности решать интегральные проблемы.
Например, в 2003 г. в исследованиях PISA участвовали свыше четверти миллиона выпускников многих стран.
Можно оценить динамику обученности (указанных достижений) школьников. Результаты последних исследований PISA не радуют, мы отстаем сильно даже по умению применять математику. Цель школы – подготовить выпускников к применению математики в таких ситуациях значительно не выполняема. Как и развитие навыков грамотного чтения, высокой грамотности, умения интерпретировать сложный текст, формулировать гипотезы и др.
Количество безграмотных растет, причем заметно (грамотность в PISA – не орфография, пунктуация, чтение, а понимание, интерпретация текста, его преобразование, например, визуализация в виде таблиц, графики, расписания).
У стран-лидеров учащихся с наиболее высокой грамотностью равно 12-16% (у нас – около 3%), с достаточном уровнем – 65-80% (у нас – 36%), с недостаточным уровнем - 8% (13%). Когда учащимся предлагали тексты с диаграммами, таблицами, схемами и др., они затруднялись выполнить даже репродуктивного характера задания.
|