В современном динамичном мире меняются требования к профессиональному самоопределению. Новому поколению предстоит не только решать задачи, связанные с выбором учебного заведения и профессиональной области, но и органично соотнести свои творческие способности и мотивацию к самостоятельному движению и развитию в выбранной трудовой сфере. Важнейшим условием адаптации и социализации молодого поколения является выявление базовых навыков эффективности личности, обеспечивающих успех в конкурентном обществе.
В современной России большинство социологических и психологических исследований свидетельствуют о неподготовленности учеников 9-11 классов к дальнейшей трудовой деятельности, дефициту самостоятельности и осознанности в вопросе профессиональной ориентации.
Однако повышение социальной ответственности и личной эффективности, задачи интеллектуального и культурного насыщения жизни общества, которые ставятся перед будущими профессионалами в некотором отдалении, предполагают качественную подготовку поколения к «преобразовательной», реформистской деятельности.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в выступлении по итогам разработки концепции и стратегии развития России до 2020 года было подчеркнуто, что культурные и социальные ресурсы общества опосредованно регулируют управленческую, экономическую и политическую жизнь современной России. Поэтому от грамотной профессиональной ориентации молодого поколения в условиях динамично развивающего общества зависит обеспечение макроэкономической и социальной стабильности России.
Молодые люди, поставленные перед задачей экзистенциального и социального выбора, нуждаются в квалифицированной помощи экспертов в профессиональной ориентации, которые могут помочь в нелегком деле самоопределения, сократив риски трудовой дезадаптации в будущем. Профессиональная ориентация, выявляя потенциал инновационного развития личности и обеспечивая успешную интеграцию молодого поколения в трудовую жизнь, является действенным инструментом изменения качества жизни российского общества.
Екатерина Саприна,
научный сотрудник МГППУ, практикующий психолог
|