Грамотная профессиональная ориентация в современной школе – залог гармоничных трудовых отношений молодых людей в обществе, обеспечивающий адаптивность и конкурентоспособность будущих специалистов.
Социологи отмечают, что большинство российских школьников не могут самостоятельно получить представление о правильном выборе профессии. Так, 68% учащихся старших классов владеют только общей информацией о предварительно выбранной специальности. Большинство школьников не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей их сфере. Способность глубоко анализировать индивидуальные возможности и соотносить их с предложениями, доступными на рынке труда, формируется путем целенаправленной работы в данном направлении. В этих условиях значение приобретает своевременный выбор руководством школы модели профессиональной ориентации учащихся.
Основными задачами службы профориентации в школе являются: подготовка будущих специалистов к осознанному выбору трудовой деятельности, информирование о возможностях обучения в соответствии с профессиональным направлением, ориентация на конкурентный и динамично развивающийся рынок труда.
Современная система школьного образования предлагает разделение групп учащихся старших классов на профили. С одной стороны, это способствует более глубокому усвоению материала, который, как предполагается, будет необходим для реализации дальнейшего трудового пути молодых специалистов. С другой стороны – подобная модель профильного обучения не обеспечивает пространство маневра для детей с разнонаправленными интересами и склонностями. Поэтому организация системы профессиональной ориентации в школе стимулирует к предоставлению более широкого спектра социально-образовательных услуг.
В данном случае служба не может быть построена исключительно на внутренних ресурсах школы. Работа по ориентированию детей в мире профессий предполагает активное участие специалистов, которые помогут обеспечить индивидуальное тестирование, информирование о разнообразии профессий и трудового рынка, беседы с психологом-консультантом. Моделирования условий трудовой деятельности (экскурсии на предприятия и в организации, спецкурсы, мастер-классы и семинары с представителями профессий, создание идейных проектов) обеспечивает «эффект погружения», который создает благоприятные условия для восприятия информации и быстрого преобразования в личный опыт.
|