Каждый старшеклассник стремится выбрать профессию, которая будет выделять его в глазах окружающих, способствовать повышению чувства собственного достоинства, содействовать реализации личных амбиций и придавать ощущение независимости. Такое отождествление с профессией, стремление быть успешными и обладать уникальными знаниями, возлагает на систему профессиональной ориентации дополнительные задачи.
В государствах с оформленной психологической культурой существует такое понятие как «развитие карьеры». Оно представляет собой высокоразвитую систему организации и регулирования деятельности образовательных центров, работу квалифицированных специалистов и мощные методические ресурсы. Экономически обоснованным и выгодным на Западе считается способствовать карьерному росту и профессиональному развитию. В школах организовано взаимодействие детских психологов, представителей дополнительного образования, привлеченных специалистов из центров занятости и сотрудников крупных корпораций.
Дети в процессе школьного обучения приобретают не только маркетинговые навыки, работают над инновационными научными проектами, посещают производства, но и учатся устанавливать деловые связи. Поэтому нередко после окончания школы самые активные и успешные из них получают именные стипендии на обучение в престижных университетах именно от будущих работодателей.
Подобное интерактивное сотрудничество нескольких заинтересованных сторон способствует глубокому анализу доступных направлений для развития и естественному старту карьерного роста. Государственная политика РФ в сфере образования и трудового обеспечения направлена на оптимизацию отношений школа-университет-работодатель-экономика. На базе некоторых образовательных учреждений создаются экспериментальные программы сотрудничества и развития, а инновационные проекты и детские конкурсы научных идей способствуют выявлению молодых талантов, создавая предпосылки для дальнейшего общения с работодателем.
В современное время невозможно рассматривать профессиональную ориентацию старшеклассников сугубо как трудовое самоопределение в рамках получения школьного образования. Это сложный процесс, который определяет направление дальнейшего социально-экономического развития страны. Поэтому чем раньше произойдет встреча учеников с профессиями и чем разнообразнее будет опыт трудовой самоидентификации, тем эффективнее будет развит кадровый потенциал страны.
|