В традиционной системе профессиональной ориентации принято использование тестов и индивидуального консультирования. Они помогают старшеклассникам определить профессиональные склонности, выявить задатки к разным видам трудовой деятельности, выбрать профильный класс, определиться с выбором учебного заведения, факультетом ВУЗа, выявить проблемы адаптации и, в целом, сформулировать ориентиры на будущее. Помимо этого, большинство тестов профессиональной ориентации позволяет выявить имеющиеся трудности в обучении, что помогает вовремя их корректировать.
В настоящее время существует множество разработанных и успешно апробированных в России методик психологического тестирования, позволяющих провести многофакторный анализ уникальных личностных качеств и сопоставить их с разнообразием предоставляемых рынком труда направлений профессиональной деятельности. Комплексный развернутый анализ результатов теста и его интерпретация квалифицированным специалистом поможет определить когнитивные способности учащегося, особенности его внимания, креативность мышления, жизненные установки, умение работать в группе и отношение к труду.
По результатам комплексного тестирования и консультации составляются полные карты развития, которые отражают личностные качества будущего специалиста, такие как работоспособность, мотивация, эмоционально-волевая регуляция и коммуникативные навыки. Консультантами-психологами составляются индивидуально рекомендованные списки профессий, формулируется прогноз на обучение в высшем учебном заведении. Индивидуальная консультация позволит не только получить пояснения по результатам тестирования, но и определить, какие профессии будут востребованы в ближайшие несколько лет, как будет меняться спрос на профессии на рынке труда, каков уровень дохода у отдельных специалистов, выпускников каких высших учебных заведений охотнее берут на работу и много другое.
Широко распространены и экспресс-тесты, которые помогут выбрать ориентиры трудовой деятельности в домашних условиях совместно с родителями. Однако результаты подобного тестирования не дают полной картины развития личности, а списки профессий и специальностей в них достаточно ограничены, поэтому в старших классах рекомендуется проводить глубокую диагностику комплексными методами.
|