Согласно социальным опросам, менее 20% граждан крупных городов России подтвердили свою склонность к выбору профессиональной сферы в школьные годы. Большинство работающих жителей Санкт-Петербурга и Москвы осознают свои профессиональные предпочтения уже после получения высшего образования. В первую очередь это связано с тем, что, выбирая свое профессиональное будущее, учащиеся старших классов следуют советам родителей или ориентируются на результаты ЕГЭ и проходной балл в ВУЗ. В результате около 60% молодых специалистов готовы сменить род своих занятий после первого года работы.
Выбор профессии часто случаен, хаотичен. Будущие специалисты не ориентируются в выбранной профессии, плохо представляют себе, какой объем и характер задач будет стоять перед ними после окончания обучения в университете. Между тем, проблема недостаточной информированности нового поколения о трудовой деятельности решается образовательными учреждениями и службами профессиональной ориентации, в которые можно обратиться за специализированной помощью.
Современная модель профессиональной ориентации должна подразумевать длительную подготовку детей к профессиональной деятельности, поскольку правильный жизненный выбор каждого отдельно взятого гражданина страны планомерно обеспечит успешность и экономическую стабильность российского общества в будущем. Работу по развитию представлений о труде целесообразно начинать уже в младших классах школы, когда дети знакомятся с окружающим миром и различными профессиями. В этом возрасте закладываются понимание ценности трудовой деятельности и мотивация к выполнению коллективной работы.
В средней школе ученикам предлагается выбрать профиль дополнительного образования: кружки, секции и спецкурсы. Дети получают первый опыт профессиональной практики в различных сферах деятельности - искусстве, медицине, технике, сельском хозяйстве и экономике. Это возраст, чувствительный к приобретению обширного познавательного опыта и интереса к профессии, именно тогда формируется представление о собственных интересах и возможностях. Поэтому так важно формировать информационную основу самоопределения. Целенаправленная работа по профессиональной ориентации в младшем и среднем школьном возрасте создает предпосылки для развития профессиональных навыков, интереса к труду в коллективе и последующего осознанного выбора карьерного профиля.
|