Выбор направления профессиональной деятельности нередко бывает хаотическим. Учащимися допускаются ошибки, которые отражаются на последующей трудовой адаптации и карьерном росте. Поэтому большое значение приобретает грамотная ориентация молодежи в вопросах выбора направления профессиональной деятельности.
Первой ошибкой является обладание недостаточным количеством знаний о профессии. Довольно часто происходит так, что выбор профессии продиктован интуитивно - молодые люди, не обладая достаточным количеством знаний о предстоящей деятельности, выбирают профессию только потому, что она "на слуху" или занимает лидирующие позиции в списке рейтинга специальностей. На втором-третьем курсе становится очевидным, что громкое название не оправдывает внутренних ожиданий человека. Поэтому при выборе направления трудовой деятельности в первую очередь внимание следует уделить анализу соответствующей литературы, поиску общения с людьми, которые являются специалистами в данной области. Прекрасным вариантом может быть присутствие на дне открытых дверей в соответствующем ВУЗе. Общение в профессиональных сообществах в сети позволит уточнить более конкретную информацию: чем занимаются работники в течение дня, как складывается рабочий график, какие льготы получает сотрудник, какие предъявляется требования к специалисту, сложно ли идти по карьерной лестнице, востребована ли профессия на рынке труда и т.д.
Второй ошибкой при выборе профессии является ориентированность исключительно на престижность, элитарность и доходность трудовой деятельности. Типично представление о том, что обладание дипломом специалиста престижного направления автоматически повышает уровень заработной платы. Однако фактически оплачивается функционал и рабочее время профессионала, многое зависит от того, в какой организации предстоит работать. Небольшие учреждения имеют гораздо меньший фонд заработной платы, нежели крупные корпорации, в которые сложно устроиться молодому специалисту без опыта работы. Высокая конкурентоспособность рынка элитных профессий тоже ограничивает доходы в первые годы трудовой деятельности. Поэтому человек, решивший отдать предпочтение популярной и престижной профессии, прежде всего, должен обладать высоким уровнем мотивации, стрессоустойчивостью и постоянно совершенствовать свои трудовые навыки.
Третьей ошибкой является предположение об эквивалентности деятельности на соответствующем уроке и профессиональной деятельности в похожем направлении. Недостаточно любить занятия по МХК, чтобы стать хорошим культурологом, признающим личностную ценность своей профессии, а отличные оценки по русскому и литературе не обеспечат должностью редактора журнала. Однако умение ориентироваться в определенной области знаний и мотивация профессионального роста, безусловно, могут быть залогом успешности в трудовой деятельности.
Среди других ошибок стоит назвать перенос отношения с определенной личности на предмет его профессиональной деятельности, ориентация на настойчивую рекомендацию, выбор профессии "за компанию" или по принципу территориальной близости ВУЗа, предпочтение менее привлекательной специальности в случае, если не удалось пройти по конкурсу.
Однако одной из самых значимых ошибок является игнорирование собственных желаний, способностей и жизненных интересов. Целесообразно выбирать только ту профессию, которая отвечает личным притязаниям, способностям и обеспечит дальнейшее гармоничное развитие.
|