Критерием эффективности профессиональной ориентации является изменение уровня готовности личности к профессиональному выбору. Качество выполнения деятельности значительно повышается, если произвести ее планирование, наметить четкую структуру, обозначить сроки выполнения и разбить на этапы.
Этап 1. В первую очередь, профессиональное самоопределение требует четкой формулировки намерения с умением его обосновать. Этот этап предполагает осознание своих возможностей, беседы с близкими людьми о трудовых направлениях и личном опыте, чтение литературы и диагностику готовности к трудовой деятельности. К 9-11 классу, в зависимости от семейного и социального положения, появляется намерение продолжить обучение в ВУЗе или колледже, либо сразу по окончании школы приступить к работе.
Этап 2. Когда желание продолжить обучение оформлено в намерение, необходимо провести исследовательскую работу по поиску информации о различных профессиях, изучить рынок труда, выделить интересные направления и сферу деятельности. Можно попробовать разные роли, проиграть различные сценарии трудовой деятельности в выбранных специальностях. На этом этапе необходимо уделить особое внимание тому, чтобы выбранная профессия соответствовала критериям востребованности в долгосрочной перспективе, широте применения в различных областях, перспективности в плане профессионального роста. Самое важное на этом этапе найти сферу деятельности, которая будет удовлетворять как внутренним стремлениям, навыкам и качествам, так и востребованности на рынке труда.
Этап № 3. Третий этап предполагает наличие уверенности в принятом решении и положительного отношения к выбранной сфере деятельности. На этом этапе происходит поиск и выбор учебного заведения. Ориентировать при выборе ВУЗа или колледжа следует в первую очередь на высококвалифицированный преподавательский и научный состав, количество часов, отведенное на базовые и дополнительные предметы, материальное и техническое оснащение учреждение, трудовой путь выпускников и т.д.
Этап № 4. Завершающий этап профессионального самоопределение предполагает реализацию принятого решения. На этом этапе происходит подготовка ГИА, ЕГЭ или внутренним вступительным экзаменам и поступление в образовательное учреждение.
|