Notice: Undefined variable: page_mnenie in /home/edubroker/edubroker.spb.ru/docs/pages/mnenie.php on line 8

Notice: Undefined index: page_mnenie in /home/edubroker/edubroker.spb.ru/docs/pages/mnenie.php on line 10

Социализация и адаптация «детей развода»

10.04.13

Просмотров: 842

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Добрый день, Екатерина Андреевна. Расскажите, как часто вам приходится сталкиваться с проблемами разведенных семей? Чем они объединены?

Екатерина Саприна. Здравствуйте. В связи со спецификой моей деятельности я регулярно консультирую семьи в процессе развода и работаю с его последствиями. В моей практике около 80% супружеских пар когда-либо задумывалось о расторжении союза, более половины в настоящее время имеет распавшийся брак. Семьи в данном случае объединены общей проблемой: как дети, так и взрослые, попадают в новые социальные условия, в которых зачастую бывает непросто адаптироваться. Можно, конечно, говорить и о других точках соприкосновения, одинаковых для всех случаев: затянувшиеся конфликты, длительный стресс, потеря надежной опоры, изменение социального статуса, финансовые трудности. Но все же в каждой семье я наблюдаю свои глубинные процессы и оригинальные реакции. Семьи выбирают разные способы дальнейшего взаимодействия, механизмы разрыва супружеской связи специфически отыгрываются в каждом отдельном случае.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). А существует ли тенденция увеличения количества разводов в России?

Екатерина Саприна. Официальная тенденция как раз противоположная: разводов за последние двадцать лет стало меньше, количество заключенных браков при этом с каждым годом увеличивается. То есть, несмотря на характерное для современного общества обесценивание института брака, который всегда был необходим как некая социальная гарантия, люди стали осознаннее подходить к регистрации своих отношений. Большинство супружеских пар просто не регистрируется. Многое зависит от экономического положения общества – например, в 50-е годы в Советской России было зарегистрировано около 50 000 разводов, в 2002 году – 850 000, а в 2012 – 650 000. К сожалению, Росстат не приводит корреляцию числа зарегистрированных разводов и демографических показателей, таких как рождаемость и смертность, поэтому данные статистики довольно сложно интерпретировать. Если не оперировать крупными числами, а посчитать конкретное количество зарегистрированных браков и разводов за первую половину 2012 года, то соотношение составит около 60%, то есть на 200 браков приходится около 120 разводов.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Тенденция впечатляющая, но соотношение проблемное. Можно как-то сократить количество разводов?

Екатерина Саприна. Думаю, что во многом это личное дело каждого. Однако есть социальная политика государства, которая направлена на решение этих вопросов.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Хорошо. Получается, что около 40% семей в России остается жить в браке, но ведь не факт, что они потом не разведутся?

Екатерина Саприна. Именно так.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Бывает ли развод полезен?

Екатерина Саприна. Исследователи сейчас подтверждают, что развод  - мощный фактор, который дестабилизирует семейные структуры и привычный уклад жизни. Тем не менее, в среде специалистов существует мнение, что иногда разрыв родителей может положительно сказываться на социализации малышей. Это касается тех случаев, когда супруги длительное время пребывали в состоянии хронического конфликта, когда ссоры сказывались на поведении детей и их жизни. Если напряжение, наконец, снимается, личность ребенка формируется в более благоприятных условиях. Но даже в таких ситуациях развод – сильный стрессовый фактор для всех членов семьи.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). А как он влияет на социализацию детей?

Екатерина Саприна. Влияние распада семьи на процессы адаптации и социализации детей – очень большая тема. Под социализацией понимается процесс развития личности в активном взаимодействии с окружающими людьми и средой, во время которого усваиваются и воспроизводятся нормы, правила и традиции общества. В процессе первичной социализации важно взаимодействие с родителями и близкими людьми, возникновение базового доверия к миру. Чувство безопасности закладывается за счет длительных контактов и связей со значимыми взрослыми в период раннего детства. Формирующейся личности для здорового развития необходимы любовь, общение, ощущение равновесия и справедливости. Развод в семье полностью разрушает представления о благополучии и безопасности – дети сталкиваются с необходимостью решать новые для себя задачи.

Минимизация последствий развода – важная задача, которая стоит перед родителями и специалистами. В отечественной практике проблема большинства исследований, посвященных разрушению брака и его социальным последствиям, связана с тем, что семьи с одним родителем объединяются в единую когорту. Часто связываются воедино семьи детей, растущих с младенчества с матерями-одиночками, семьи, где один из родителей погиб и разведенные семьи. Между тем, большинство ситуаций объединять просто нельзя. Совершенно разные последствия для социализации будут в группах детей, родители которых вступили в брак с уже ранее имевшим супружеские отношения человеком или при отсутствии официальной регистрации, но совместном проживании.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). То есть готового решения для всех не существует?

Екатерина Саприна. Да, пожалуй, тут вы правы. Невозможно предугадать, как поведут себя супруги в моделируемой ситуации, как это скажется на детях. Есть только общие принципы, согласно которым можно выстроить программу социализации и адаптации. Можно попробовать заранее просчитать возможные решения, наметить семейную позицию и стратегию. Здесь важно уметь договориться с супругом о том, как будут реализованы дальнейшие отношения.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Как разрушение семьи сказывается на личности и здоровье детей?

Екатерина Саприна. Условно последствия развода можно разделить на два блока – кратковременные и долговременные.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Расскажите подробнее о ближайших перспективах развития в такой ситуации.

Екатерина Саприна. Кратковременные последствия связывают с остротой реакции детей на родительский конфликт, который максимально обостряется перед подачей заявления о расторжении брака в ЗАГС. Процедура развода также затрагивает не только родителей, но и детей. Следующая, пожалуй, самая сложная реакция возникает на адаптацию после развода. Тут и ощущение опустошения, и потеря связи с близким человеком, и навыки общения с родителями в новой ситуации, и любопытство других детей в школе, и вопросы значимых взрослых.

Внешние проявления и степень выраженности реакции на развод во многом зависят от стадии переживания горя утраты. Для начального этапа характерно непринятие, дети могут быть убеждены в том, что родители помирятся и семейная жизнь восстановится. Особенно драматична ситуация, когда семья распадается, супруги продолжают конфликтовать, но все еще живут вместе. В таких случаях длительность стрессовой ситуации неизменно влечет нарушения личности, находящейся в состоянии «конфликта лояльности» - то есть необходимости принимать сторону одного из родителей. Характерные для младшего возраста чувство вины за прошлые ошибки и невозможность что-либо изменить влекут за собой желание быть наказанным.

Позднее, когда приходит понимание того, что ситуация не изменится, «дети развода» могут заявлять о протесте, направленным на себя и родителей: они становятся агрессивными, нередко начинают игнорировать одного или обоих родителей, испытывая в этот период одиночество и чувство незащищенности, брошенности. Для данного этапа характерны самые острые переживания, как на психическом, так и на соматическом уровне. У маленьких детей могут возникнуть страхи, заикание, потеря речи, откат к более ранним этапам развития. Для старших детей характерно асоциальное поведение, невротизация и депрессивные состояния. Нередко они пробуют манипулировать родителями, используя сложившуюся ситуацию.

С другой стороны, могут возникать обратные реакции: «дети развода» вдруг становятся «идеальным», помогая во всем одному родителю и игнорируя другого, но при этом могут избегать дружбы в школе, закрываться, переживать конфликт внутри себя. Проявления неуверенности относительно будущего способствуют снижению социальной и общественной активности. Поэтому важно обсудить домашнюю ситуацию с классным руководителей и школьным психологом. Дополнительными трудностями становятся переезд, смена школы, отношения в ситуации полиродительства, ухудшение материального и бытового положения распавшейся семьи.

Психосоматическим ответом на развод могут считаться головные боли, потеря аппетита, расстройство желудка, кожные заболевания и аллергии, проблемы со сном, такие как бессонница и кошмары, энурез или затрудненное мочеиспускание, обмороки, увеличение общей заболеваемости, отставание в психофизическом развитии.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). А как развод отразится на далеком будущем детей?

Екатерина Саприна. Долговременные последствия развода касаются глубоких изменений личности, представлений об идеальной семье, супружеской верности и любви. Мои западные коллеги в одной из рабочих статей писали о том, что почти половина таких детей  вступает в юность тревожной, подавленной, неуверенной в своих способностях. Часто «дети развода» не способны иметь продолжительные отношения, они менее остальных дорожат сплоченностью и традициями семьи, не обладают навыками адекватного разрешения конфликтных ситуаций, боятся близких отношений, тяжелее переживают разрыв отношений. Ограничение общения с отцом ограничивает получение значительной части необходимого социального опыта, затрудняет моделирование образа будущего супруга и приобщение к практике родительского взаимодействия. Такие дети не стремятся к заключению брака, а в будущем часть из них повторяет ошибки родителей, подтверждая феномен «наследственного развода».

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Екатерина Андреевна, можно ли помочь родителям избежать такого глубокого изменения личности ребенка?

Екатерина Саприна. Детские реакции отличаются большим разнообразием, обусловленным возрастом и сопровождающими развод факторами, такими как открытость обсуждения развода, степень родительской конфликтности, уровень доверия между членами семьи.  Внимательное наблюдение за реакциями малыша или подростка поможет своевременно обнаружить патологические знаки и совместно начать работать над формированием здоровой личности. В данном случае не стоит отказываться от помощи друзей и специалистов.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Как родителю лучше вести себя с малышом?

Екатерина Саприна. Родители обычно чувствуют неуверенность при выборе способа поддержки в критической ситуации. Терпение, уверенность, любовь и готовность выслушать могут свести к минимуму напряженность, в которой детям приходится учиться справляться с новыми обстоятельствами.

Необходимо увеличить количество совместных занятий, даже небольшая рутина может помочь почувствовать стабильность, структурированность жизни и родительскую заботу. С бывшим супругом или супругой рекомендуется поддерживать крепкие деловые отношения, чтобы снизить стресс ребенка, наблюдающего за конфликтом. В этот переходный период адаптации к новым условиям, когда дети чувствуют боль утраты, главным приоритетом взрослых должно быть благополучие ребенка.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Чего сами дети хотят в это время?

Екатерина Саприна. Все дети хотят любви и заботы, понимания и стабильности. Ребенку важно оставаться вовлеченным в жизнь семьи, ему важно, чтобы оба родителя были рядом. Значимы телефонные звонки, письма, короткие сообщения – все то, что поможет поддерживать общение. Если в этот период родители заняты своими делами, безучастны, отвлечены, малышам кажется, что они никому не нужны, что родители их не ценят или не любят. Одиночество позднее может привести к низкой самооценке и, как следствие защитной реакции на сильнейшую боль, обесцениванию родителей. Не рекомендуется демонстрировать супружескую ревность, злость, ни в коем случае не стоит плохо отзываться о другом родителе. В таких ситуациях ребенок будет думать, что от него ожидается отвержение папы или мамы, а для полноценного развития необходимы любовь к обоим родителям и поддержка от обоих родителей.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Как правильно рассказать о разводе?

Екатерина Саприна. Во-первых, к разговору необходимо хорошо подготовиться, это сделает обсуждение менее тревожным и снимет негативную эмоциональную окраску беседы. Родителям стоит заранее обозначить для себя сложные вопросы и постараться договориться о способах их решения. Правда, чуткость и любовь с обеих сторон будут являться гарантом того, малыш легче перенесет сообщение о разводе. Разговор следует вести на понятном для детей языке, учитывая их возраст и осмысляя для себя то, что стоит говорить, а какие подробности можно опустить. Малышам нужно значительно меньше деталей, чаще всего они не задают дополнительных вопросов о причинах развода. Им достаточно объяснить, что родители не могут больше жить вместе. Подросткам важно объяснить те мотивы, по которым родители расстаются, но не вдаваться в подробности. О супружеской измене, если она имела место, также не рекомендуется упоминать. Конечно, всем детям важно услышать, что развод никак не повлияет на любовь к ним.

Ребенку необходимо сразу объяснить, какие изменения произойдут в его жизни, а что останется прежним. Чтобы исключить страхи и общую тревожность, нужно обсудить моменты, касающиеся школы – кто будет забирать малыша, кто будет помогать делать домашнее задание, с кем он будет проводить каникулы, что сказать друзьям о разводе и стоит ли вообще дискуссировать об этом в школе. При разговоре важно выступить единым фронтом с партнером, не упрекая, не критикуя, не обвиняя друг друга, а показывая свою любовь, желание заботится, подчеркивая готовность во всем помогать ребенку. Необходимо дать возможность высказаться, помочь подобрать нужные слова, поддержать в трудный момент разговора, способствовать тому, чтобы малыш задавал вопросы, выражал свои эмоции и чувства. Таким образом, основные задачи - успокоить, последовательно решить все недоразумения и показать свое бережное отношение и любовь. Стоит отметить, что проявления физической близости в виде объятий и похлопываний по плечу имеет мощный потенциал в случае, когда нужно поддержать или передать свою любовь.

Анна (Лучший центр ЕГЭ). Нужно ли заботиться о себе при разводе?

Екатерина Саприна. Да, важно посвятить время своему собственному восстановлению. Я обычно предлагаю родителям вспомнить инструктаж по технике безопасности в самолетах, который при возникновении чрезвычайных ситуаций рекомендует надеть кислородную маску сначала на себя, а затем на ребенка. Для того чтобы детям было комфортно, чтобы они чувствовали свою защищенность, нужно совладать с собственными эмоциями и стрессом. Это не значит, что свои чувства родителям нужно скрывать, наоборот, очень многие вещи нужно проговаривать как в присутствии детей, так и наедине.

Накопившийся стресс помогут снять правильное питание, поход в бассейн, массажные процедуры. Ведение личного дневника тоже способствует снижению психического напряжения, помогает формулировать мысли и цели. Записанное на бумаге, как правило, быстрее переживается и забывается. Родителям не стоит отказывать себе и во встречах с друзьями: они помогут отвлечься, окажут эмоциональную поддержку, помощь по хозяйству, будут содействовать решению деловых вопросов. Игры и совместные занятия с детьми тоже обладают мощным восстанавливающим эффектом. Дети наделены чудесным даром сопереживания, они охотно делятся своей силой, улучшают настроение, шутят и радуются простым вещам, а как говорил Василий Ключевский, с которым я абсолютно в этом вопросе согласна, «кто смеется, тот все прощает».

 

Мнение эксперта

Развод является сложным и стрессовым моментом в жизни, он может быть разрушительным без поддержки. При анализе деструктивных механизмов последствий развода на первый план выступает травматизация психической и личностной сферы ребенка в связи с длительным затянувшимся конфликтом родителей. При этом психологами и социологами подчеркивается снижение социальной адаптации детей пропорциональное продолжительности периода конфликта. Дети в этот период испытывают чувства одиночества, обманутости и брошенности, вслед за которыми формируются невротические реакции, депрессивные состояния и нарушение поведения. Поэтому бывшим супругам так необходимо упорно трудится над формированием деловых отношений и умением отыскивать компромиссные решения. Родителям в первую очередь важно выстраивать стабильные, предсказуемые и последовательные отношения со своими детьми, а решение экономических, юридических и других вопросов предоставить в ведение специалистов.



Полный список

Ассоциация центров подготовки к ЕГЭАссоциация центров к ЕГЭ в Санкт-Петербурге
Онлайн заявкаonline заявка по подготовке к ЕГЭ
Отзывы слушателейОтзывы о подготовке к ЕГЭ
Общий прайс-листПрайс-лист на подготовку к ЕГЭ
Наши аудиторииАудитории по подготовке к ЕГЭ
Наши педагогиРепетиторы по подготовке к ЕГЭ
Уникальная информация о ЕГЭИнформация по курсам ЕГЭ
Профориентация мнения экспертовИнформация по выбору вуза и профориентация

© "Лучший центр ЕГЭ", 2012-2022, Санкт-Петербург

Яндекс.Метрика

Cоздание сайта Секрет Рекламы