С помощью этой несложной, но надежной методики можно определить отношение человека к различным профессиям. Также с помощью опросника можно определить особенности мотивационной, познавательной и предметной сферы испытуемого. В целом, методика Кабардовой широко используется при организации профориентационной работы в школах с подростками и выпускниками. Для прохождения теста потребуется оценить различные виды деятельности. Шкала оценки достаточно широка и включает в себя 9 градаций, начиная от нравится – не нравится, до делаю хорошо – не получается.
По результатам опроса испытуемого относят к одному из шести видов профессиональных областей. Которые выделяются в зависимости от предпочитаемого объекта для взаимодействия. Таким образом, выделяются следующие типы профессий: человек – знаковая система, человек – техника, человек – живая природа, человек – художественный образ, человек – человек, человек – неживая природа. В целом, эта методика очень похожа на дифференциально-диагностический опросник, автором которого является Е. Климов, правда он выделяет несколько иные типы профессиональных областей. Поэтому эти тесты рекомендуется проходить вместе, они дополняют друг друга.
Тестирование можно проводить в группах или индивидуально. Особенностью методики является наглядное представление результатов. После обработки ответов строится гистограмма, отражающая профессиональные области, преобладание одного из столбцов гистограммы показывает соответствие направленности личности определенной профессиональной группе. Если испытуемый показывает сходные результаты по всем типам профессий, то можно сделать вывод о несформированности профессиональной направленности личности. В этом случае школьнику можно рекомендовать пройти специальную профориентационную программу или курсы.
|