Эта методика ориентирована на школьников и применяется при организации с ними профориентации на уровне школы. Тест несложен в проведении и обработке, поэтому с успехом может применяться для самопознания и самодиагностики. Естественно, что сделать профессиональный выбор только на основе методики Голомштока невозможно, но в совокупности с другими методиками результаты будут отличаться высоким уровнем достоверности.
Голомшток выделил 23 сферы профессиональной деятельности и разработал методику, позволяющую отнести испытуемого к одной или нескольким таким областям. Сферы профессиональной деятельности дают четкий срез современного рынка профессий. Голомшток в качестве основных выделил такие области как сельское хозяйство, медицина, общественная деятельность, рабочие профессии, электротехника и т.д. Всего их, напомним, 23, поэтому выбор любой из них является хорошим ориентиром для школьника в профессиональном самоопределении.
Всего опросник включает в себя 174 вопроса, причем на каждую сферу приходится по 6 утверждений, что позволяет обеспечить высокую степень достоверности результатов. На каждый вопрос предлагается 5 вариантов ответа от «очень нравится» до «очень не нравится». Путем сложения положительных и отрицательных оценок получается тестовый балл. Оценки заносятся в таблицу, каждый столбец которой соответствует определенной профессиональной области. Таким образом, чем больше плюсов в столбце, тем более выражена склонность к определенному виду деятельности. Если в матрице преобладают минусы, то можно сделать выводы о несформированности профессиональных склонностей и мотивации. Для лучшего обоснования результатов требуется проанализировать столбцы, содержащие наибольшее количество отрицательных оценок.
|