Мотивация является основным фактором профессионального самоопределения, поэтому изучение мотивов, связанных с выбором профессии является основой профориентационной работы. Методика позволяет диагностировать, какие именно виды мотивов, внешние или внутренние, преобладают у испытуемого при выборе профессии.
В связи с этим, методика мало пригодна для самодиагностики и самопознания, так как школьнику мало что говорят понятия внешняя или внутренняя мотивация и т.п. Напротив, профконсультанту диагностика покажет, почему испытуемый стремится получить определенную профессию, насколько быстро и успешно сумеет ею овладеть, какие элементы мотивационной сферы нуждаются в корректировании для более успешного и осознанного профессионального выбора. Соответственно, данный тест – профессиональный и компактный инструмент для организации профориентации и профконсультирования в старших классах школы и центрах профориентации.
Технология тестирования представляет собой письменные ответы испытуемых на специальном бланке. Всего предлагается оценить по пятибалльной шкале 20 утверждений, которые позволяют выявить индивидуально значимые внутренние мотивы, а также положительные или отрицательные внешние мотивы. Наибольшее количество баллов показывает вид мотивации, который преобладает у испытуемого. Методика используется в комплексе со всеми типами профориентационных тестов, и хотя не дает четкой рекомендации в плане выбора конкретной профессии, помогает определить общий уровень зрелости профессионального выбора. Если преобладает внешняя мотивация, то велика вероятность выбора профессии по признакам престижа, зарплаты или в результате давления родителей. В этом случае необходимо проводить дополнительные консультации с клиентом для повышения степени осознанности и ответственности выбора профессии.
|