Развод имеет глубокие последствия для всей семьи, которая сталкивается с новыми социальными и экономическими задачами. Однако взрослые научатся быстрее адаптироваться к новым изменившимся условиям, а для детей развод может быть болезненным переживанием, влияющим на их дальнейшее развитие. В первую очередь, понимая, что встречи со вторым родителем будут неодинаково частыми, «дети развода» погружаются в сильнейшие переживания печали, агрессии, страха, одиночества.
Авторы классических направлений психотерапии Э. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, А. Адлер, К. Юнг и другие рассматривали взаимоотношения в триаде мама-папа-ребенок как основополагающий фактор развития личности человека. Действительно, в семье происходит первичная социализация малыша, поэтому от того, как проходят «непредвиденные кризисы» и правильно ли выстраивается общение, будет зависеть коммуникация ребенка с окружающим миром, его самооценка, самоидентификация и самореализация. Поэтому «дети развода» имеют значительный риск столкнуться с глубокими психологическими проблемами по сравнению со своими сверстниками из крепких семей. В качестве трудностей, связанных с разводом, в первую очередь выделяют:
- усложнение и деформацию социальной адаптации и коммуникации;
- формирование искажений характера и нравственного развития;
- социальную дискриминацию, связанную с неполной семьей;
- риск асоциального поведения;
- сложности в ситуации полиродительства;
- снижение базового доверия к миру.
Сниженная ответственность по отношению к супружеским и родительским обязанностям в будущем приводит «детей развода» к неспособности сохранить свои собственные отношения и крепкую семью. Мальчикам будет не хватать мужского начала в базовой семье, частым исходом родительского развода бывает кульминация «Эдипова комплекса» ― мальчик становится замещающим супругом для своей мамы. Для девочки последствия распада родительской семьи скажутся в целом на формировании чувства собственной привлекательности и способности доверять мужчинам. Поэтому перед родителями стоит необходимость создать оптимальные условия для развития своих детей в рамках сложившейся семейной обстановки.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ
Независимо от особенностей восприятия стрессовой ситуации и возраста ребенка, родители могут заранее запланировать стратегию поддержки и помощи в сложный период адаптации. В этом случае стоит продумать план совместных бесед, игр и занятий с малышом. Специалисты рекомендуют создать постоянные «рутинные традиции», которые будут привносить ощущение стабильности в семью (например, ежедневный совместный ужин в определенное время). Не стоит в данной ситуации пренебрегать помощью профессионального психолога, классного руководителя, родственников и близких друзей. В качестве методической поддержки для родителей предлагается программа «Два королевства».
Цель программы: оказать ребенку родительскую помощь в адаптации и социализации в новых условиях неполной семьи.
Задачи программы:
- диагностика представлений ребенка о семье;
- развитие умения адекватно воспринимать поведение других людей и новые ситуации, которые возникают в процессе общения;
- развитие умения справляться с тревогой, гневом и обидой;
- развитие навыков близкого общения с обоими родителями в новой ситуации;
- развитие навыков эффективной коммуникации с окружающими;
- развитие уверенности в себе;
- поддержка эмоциональной близости с ребенком;
- создание у ребенка ощущения стабильности и предсказуемости мира.
Режим работы:
Программа «Два королевства» рассчитана на работу в домашних условиях в парах мама-ребенок и папа-ребенок в течение 1 месяца с возможностью продлить до 2-3 месяцев. Продолжительность занятий зависит от уделяемого им времени в течение недели и от того, насколько глубоко ребенок переживает стресс, связанный с разводом. Бывшим супругам не нужно «забегать вперед» и опережать друг друга ― тогда ребенок потеряет интерес к занятиям, которые он еще не выполнил с другим родителем. Когда все упражнения по программе будут выполнены, можно продолжить традиционную совместную деятельность в контексте арт-терапии.
Особенности работы по программе:
Программа «Два королевства» предполагает поэтапное осознание участниками своих ролей в новой ситуации, поэтому торопиться с выполнением всех упражнений за короткий срок не нужно. Ребенку необходимо постепенное глубокое проживание всех этапов стрессовой ситуации, именно эта этапность перехода от одного упражнения к другому и глубокие совместные переживания с родителями будут залогом эффективной адаптации и социализации ребенка в будущем.
Методы работы: игра, элементы арт-терапии и сказкотерапии.
ПРОГРАММА «ДВА КОРОЛЕВСТВА»
НЕДЕЛЯ 1.
Тема: Диагностика
Цель: выявить представления каждого участника о семье
Ход занятия:
Информирование о предстоящем занятии. Разговор с ребенком о том, что в семье произошло много перемен, поэтому всем вместе нужно научиться справляться с трудностями и новыми задачами. Создание эмоциональной близости и доверия в совместной игровой ситуации.
Упражнение 1. Тест «Кинетический рисунок семьи» (см. приложение) ― рисунок выполняется ребенком, при желании ― и родителями. Результаты совместно обсуждаются.
Упражнение 2. Семейная социограмма (см. приложение). Проводится всеми участниками один раз (мама, папа, дети). Результаты обсуждаются совместно в парах родитель-ребенок.
Упражнение 3. Методика «Два дома» (см. приложение). Проводится всеми участниками один раз (мама, папа, дети). Результаты обсуждаются совместно в парах родитель-ребенок.
Упражнение 4. Игра «Ассоциации». Ребенку предлагается дать ассоциации к первому слову - «игра», далее они добавляются им от следующего слова. На выполнение упражнения дается 1 минута. Упражнение повторяется со словами «моя семья», «школа», «друзья», «будущее». Например, семья, любовь, мама, королева, король, царство, счастливая жизнь, деревня, лето и т.д. Или пример «сигнализирующих» ассоциаций: семья, развод, слезы, мама, грусть, классный руководитель, очки, большие глаза (вспоминаем «у страха глаза велики») и т.д. При желании ребенка можно по очереди придумывать ассоциации на любые слова. После упражнения проводится беседа с уточняющими вопросами и обсуждение. В «ассоциации» можно играть в любое время, отслеживая динамику ассоциативного ряда и эмоциональное состояние ребенка.
Упражнение 5. Рисунок «Я и мое окружение». По рисунку задаются наводящие и уточняющие вопросы. Отмечается присутствие различных людей на рисунке, их близость, наличие движения на картинке или статичность. Общая заштрихованность говорит о присутствии тревожности, жирные границы ― о страхе и желании защититься. Вместе с родителем ребенок вспоминает, кого не добавил в своем рисунке. Совместно принимается решение, будет ли этот человек, животное или предмет нарисован.
Рефлексия (по итогам занятия и недели):
1. Какое настроение у нас сейчас?
2. Что мы чувствуем?
3. Что мы получили от сегодняшних занятий?
Ритуал завершения занятия. Данный ритуал обязателен для завершения каждого занятия. Если в день проводится только одно упражнение, то и после него необходимо символическое завершение. Символ выбирается интуитивно. Подходящим завершением работы за день может быть задувание свечи, которая горит все занятие, звон колокольчика, прослушивание спокойной гармонизирующей композиции или складывание всех материалов по занятию самим ребенком в отдельную удобную папку. После занятия хорошо попить вместе чай со сладкими фруктами и поговорить на отвлеченные темы. Если ребенок за чаем возвращается к обсуждению занятия, не старайтесь этому препятствовать. Однако самим родителям инициировать возвращение к теме занятий вне ситуации упражнений нежелательно.
НЕДЕЛЯ 2.
Тема: «Наши чувства»
Цель: принятие своих чувств и эмоций близких людей.
Ход занятия:
Информирование о предстоящем занятии. Рассказ о том, что такое чувства, какие чувства бывают, какие бывают эмоции. Как важно понимать, что чувствует близкий человек.
Упражнение 1. «Прогноз погоды». Каждый участник рисует свое настроение на данный момент. Можно, например, нарисовать, что светит теплое весеннее солнце, даря всем радость или что сейчас «штормовое предупреждение». Любой рисунок «прогноза погоды на сегодня» отражает эмоциональное состояние на данный момент. Результаты обсуждаются, задаются наводящие вопросы. Упражнение желательно повторять раз в несколько дней. На рисунке фиксируется дата «прогноза погоды».
Упражнение 2. «Рассказ через предмет». Каждый участник рассказывает о себе историю от лица своего любимого предмета в доме. Рассказ должен быть развернутый, характеризующий как можно больше качеств человека. Например, повествование может быть от имени красивой броши, от гитары или любимого плюшевого мишки. Предмет рассказывает, как ему повезло, что у него такой добрый и внимательный хозяин и т. д. Рассказы каждого участника обсуждаются в беседе: что понравилось, что оказалось новым, что участник забыл упомянуть в своем рассказе, что хотелось бы услышать в следующей истории.
Упражнение 3. «Закончи предложение». Всем участникам предлагается вспомнить, что для них самое радостное в жизни, о чем приятно думать. Все воспоминания обсуждаются в длительной беседе. Далее каждый участник заканчивает предложение: «Для меня радость ― это...», «Для мамы радость ― это...», «Для папы радость ― это...» Бывшие супруги тоже определяют радость друг для друга, независимо от того, находятся ли они сейчас рядом. Упражнение повторяется со словами «грусть», «любовь», «забота».
Упражнение 4. Игра «Угадай эмоцию». Игра проводится в два этапа: первый ― эмоции на картинках, второй ― «живые эмоции». На первом этапе всем участникам предлагается нарисовать 10 любых чувств и эмоций, не подписывая их. Когда все рисунки готовы, ими обмениваются и по очереди каждый из участников угадывает, что изображено на рисунке другого человека. На втором этапе каждый из участников изображает различные «живые эмоции» на свой выбор, а второй участник их угадывает и сопереживает вместе с ним. Это упражнение тренирует эмпатию ― способность видеть оттенки чувств других людей и сопереживать им.
Упражнение 5. «Фотография любви». Выполняют все участники. Предлагается подробно описать, что было бы изображено на воображаемой «фотографии любви». Активное обсуждение, можно сделать несколько разных «фотографий любви». Самую лучшую предлагается запомнить и сохранить в сердце, чтобы потом в любой момент можно было вернуться к этой фотокарточке.
Рефлексия:
1. Какое настроение у нас сейчас?
2. Что мы чувствуем?
3. Что мы получили от сегодняшних занятий?
Ритуал завершения занятия.
НЕДЕЛЯ 3.
Тема: «Мое королевство»
Цели: принятие себя, работа с замкнутостью, тревожностью, агрессивностью.
Ход занятия:
Информирование о предстоящем занятии. Беседа о том, что каждый из людей уникален, у каждого человека есть своя душа, свое сознание. Обсуждение вопросов «знаем ли мы себя?», «насколько люди одиноки?», «почему возникают страхи?»
Упражнение 1. Записать свои недостатки на данный момент в отдельную колонку. Напротив каждого недостатка написать противоположное ему достоинство. Рассказать о каждом из них. Упражнение делают все участники занятий. Результаты обсуждаются, родителями добавляются в беседе те хорошие качества ребенка, о которых он забыл сказать. Упражнение на принятие себя, своих достоинств и осознание недостатков.
Упражнение 2. Рисунок «Мое одиночество». Рисунок выполняют все участники левой рукой, поскольку она «отвечает» за эмоции. Основный принцип ― рисование должно быть свободным ― в любое время выбирается карандаш другого цвета, линии могут быть как плавными, так и резкими, причем не обязательно рисовать фигуры ― это может быть что-то абстрактное. После рисования родитель и ребенок показывают друг другу свои рисунки и по очереди. Участники рассказывают о том, что изображено, какие чувства и воспоминания возникали во время рисования, какие мысли приходили в голову и т. д. Здесь важно поддержать друг друга, обратить внимание на наличие других фигур или ярких линий на рисунке другого человека. Ребенку важно рассказать, что свое настроение мы часто оцениваем негативнее, чем есть на самом деле, что выбор светлых оттенков или ярких цветов говорит о хороших перспективах, о поддержке окружающих близких. Важные вопросы для обсуждения: что для вас одиночество? Что вы чувствуете, когда вы одиноки? Как вы справляетесь со своим одиночеством? Как вы помогаете близким людям справиться с их одиночеством?
Упражнение 3. Рисунок-игра «Мои правила». Данное упражнение направлено на коррекцию тревожности, страха и гнева. Одному из участников предлагается быть «неуправляемыми эмоциями», а второму ― быть хозяином, который их контролирует. Первый участник рисует различные негативные эмоции, например, страх, гнев, печаль и т. д. Второй участник, который является хозяином эмоций, выжидает некоторое время, переживая эмоцию, а затем дает приказы: «возьми оранжевый карандаш» или «дорисуй тут фигуру» и т. д., то есть делает существующую эмоцию благоприятной, учится управлять ей. Упражнение очень веселое и интересное, поэтому ему можно уделить много времени. Результаты обсуждаются в длительной беседе. Очень важно обратить внимание на то, нравится ли ребенку быть хозяином собственных эмоций, легко ли ему было ими управлять, можно ли попробовать управлять эмоциями в жизни.
Упражнение 4. Игра «Выход из ситуации». Участниками придумываются сложные ситуации, в которых не сразу понятно как поступить. Упражнение направлено на коррекцию гнева и страха, развитие способностей находить лучший выход из затруднительных социальных ситуаций. Примеры: «Отобрали игрушку», «Незаслуженная двойка», «Обман ожиданий», «Обвинение в плохой работе», «Вызов к директору», «Разбитая чашка», «Хочешь познакомиться». Важно обсуждать ситуацию совместно, вместе находить лучший выход из нее. При сложных ситуациях, которые кажутся безысходными ― научиться поддерживать друг друга и принимать их такими, какие они есть, стараясь направить силы на организацию быта и сочувствие друг другу. Очень хорошо, если часть ситуаций получится разыграть в маленьких совместных сценках.
Упражнение 5. Сказка «Королевство уверенности». Участникам предлагается придумать совместную сказку. Некогда существовало королевство неуверенности, где каждый житель очень боялся совершать любые поступки, поэтому королевство было самым бедным и несчастным. Но однажды страну посетил герой, который показал жителям пример смелости, отваги и жизненной активности… В беседе стоит вспомнить, какими качествами обладал герой? Что ему помогло справиться с собственной неуверенностью? Быстро ли жители научились уверенности в себе? Что им в этом помогло?
Рефлексия:
1. Какое настроение у нас сейчас?
2. Что мы чувствуем?
3. Что мы получили от сегодняшних занятий?
Ритуал завершения занятия.
НЕДЕЛЯ 4.
Тема: «Два королевства»
Цель: принятие ситуации развода, построение планов на будущее
Ход занятия:
Информирование о предстоящем занятии. Рассказать о том, что причины развода бывают разными, что, несмотря на то, что родители теперь не живут вместе, они по-прежнему любят ребенка и будут о нем заботиться и сейчас, и в будущем.
Упражнение 1. Сказка «Два королевства» (см. приложение). После сказки проводится свободная беседа. Уточняется понимание смысла сказки ребенком, его настроение. Желательно убедиться, что ребенок может осуществить перенос на существующие семейные отношения. Если ситуация, описываемая в сказке, не совсем подходит под существующую ситуацию развода, желательно немного преобразовать рассказ.
Упражнение 2. «Водопад». Упражнение направлено на развитие навыка релаксации и снятие эмоционального напряжения. Выполняется после сказки, чтобы «смыть» оставшиеся негативные чувства от ситуации развода и перейти к планированию будущей жизни. Каждому участнику предлагается выполнить упражнение по очереди, ребенок вторым по памяти рассказывает о водопаде родителю, чтобы у родителя была возможность снять усталость и релаксировать. Для выполнения упражнения ребенку или взрослому нужно закрыть глаза, принять комфортную позу и 2-3 раза глубоко вдохнуть и выдохнуть. «Представь себе, что ты стоишь под водопадом. Но это не простой водопад ― от него исходит мягкий белый свет. Это волшебный свет ― он наполняет тебя энергией и любовью близких. Теперь представь, как этот белый свет нежно окружает твою голову, расслабляет мышцы головы, твои лоб, виски и лицо. Ты постепенно чувствуешь, что шея, тело и руки расслабляются, а душа наполняется любовью и энергией. Белый свет обволакивает плечи и спину, помогая им снять напряжение и усталость. В груди становится тепло и приятно... Мягкий белый свет течет по животу, обволакивает ноги, ступни, кончики пальцев. Ты чувствуешь, что каждая клеточка твоего тела насыщается этим светом, добром, энергией и любовью. Постой под водопадом, насладись его удивительной живой силой (30-40 секунд). А теперь поблагодари водопад за ту свежесть, которую он тебе дал и медленно, когда захочешь, открывай глаза». После выполнения упражнения проводится небольшая свободная беседа.
Упражнение 3. «Заглянем в будущее». Предлагается представить, как каждый участник будет жить через 5, 10 и 30 лет. Что он будет делать, какие люди будут его окружать, как будет выглядеть его дом? Далее предлагается рассказать подробно об одном дне из своей жизни в будущем в каждом возрасте. В беседе обсуждается, какие чувства испытал каждый участник, когда нужно было задуматься о своем будущем? Сложно ли было представить, кто будет рядом?
Упражнение 4. «Древо целей». Ребенку предлагается представить, что он ― это молодое дерево, которое крепко растет на плодородной земле, имеет мощные корни и тянется своими ветвями-руками к солнышку. Важно дать почувствовать опору-землю под ногами, поэтому при выполнении упражнения ребенку нужно встать так, чтобы ноги были на ширине плеч, а поза была максимально комфортной. Упражнение выполняется с закрытыми глазами. Родитель медленно рассказывает ребенку об этом молодом дереве. В ходе повествования говорится, что корни ― это мама и папа, бабушки и дедушки, другие родственники. Это одна большая-большая семья, внутри которой много ответвлений-корней. Но самые мощные корни ― это мама и папа. Корни питают дерево и помогают ему удерживаться крепко в земле. Ствол ― это тело и душа ребенка, это он сам. А ветви и листья ― его поступки, цели, действия. Чем больше будет хороших и добрых целей, тем больше будет листиков на дереве. Чем больше будет хороших поступков, тем больше будет у дерева сочных и вкусных плодов. После выполнения упражнения ребенка спрашивают о чувствах и мыслях, возникших во время рассказа.
Упражнение 5. «Шкатулка». Ребенку предлагается подумать, какие личные качества папы и мамы ему больше всего нравятся, а какие не нравятся. Затем красками на акварельной бумаге ребенок рисует «самую красивую шкатулку на свете», которая будет символом его личности. В эту шкатулку предлагается поместить самые хорошие качества папы и мамы, чтобы в будущем они всегда были вместе с ребенком.
Рефлексия:
1. Какое настроение у нас сейчас?
2. Что мы чувствуем?
3. Чем помогли все занятия?
4. Чему мы научились на занятиях?
5. Что мы будем применять в нашей жизни?
Ритуал завершения занятия и праздничное чаепитие.
|