На конференции в Москве, организованной Национальным фондом подготовки кадров и посвященной вопросам многомерного ранжирования российских вузов, была представлена новая европейская система оценки университетов U-Multirank.
Основная идея проекта U-Multirank состоит в том, что система не строит какого-то универсального рэнкинга, то есть упорядоченного списка по принципу от лучшего к худшему. Вместо этого в таблице результатов цвета «светофора» обозначают отнесение университета к лидирующей (зеленый), средней (желтый) или отстающей (красный) группе. На основе такой таблицы пользователь системы может создавать свои собственные рэнкинги, выбирая для включения в список те или иные показатели и диапазоны их оценок, а также индикаторы, используемые для ранжирования университетов.
Создание рейтингов вузов — вещь, безусловно, интересная, но не такая безобидная, как кажется на первый взгляд. Сталкиваются интересы учебных заведений, принимающих в них участие, они между собой ссорятся. Неслучайно подавляющее большинство профессиональных ассоциаций в сфере образования категорически отказываются от создания рейтингов. Они занимаются аккредитацией. То есть, если два учебных заведения прошли процедуру аккредитации, она условно делает их равными, рейтинг же всегда акцентирует неравенство, и это вызывает вполне понятное с психологической точки зрения напряжение.
Есть и более серьезная проблема — управленческого свойства. Если рейтингам придается излишне большое значение, учебное заведение начинает выстраивать свою политику так, чтобы любой ценой добиться более высокого места. Получается, что основные направления развития университета определяются не его стейкхолдерами и непосредственным руководством, а разработчиками рейтингов, выбирающими критерии оценки эффективности работы вузов, — по этой причине в США даже возникло целое движение против университетских рейтингов. Сама их «конструкция» диктует внутренние изменения в развитии вузов, хотя должно быть наоборот.
С сайта: http://www.faito.ru/news/1367313767/
|