Notice: Undefined variable: page_news in /home/edubroker/edubroker.spb.ru/docs/pages/novosti.php on line 8

Notice: Undefined variable: page_news in /home/edubroker/edubroker.spb.ru/docs/pages/novosti.php on line 15

Развитие самооценки у дошкольника. Как это сделать своими силами?

09.02.13

Просмотров: 963

Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная форма общения со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками. Общение становится той сферой действительности, которая аккумулирует все психические функции ребенка: его внимание, восприятие, память, мышление, эмоции. Психика и личность ребенка приобретает именно тех качеств, которые необходимы ему для обеспечения общения со взрослыми и сверстниками. В самосознании появляются те свойства, которые отражают роль и место ребенка в общении и позволяют регулировать его. Дошкольник в процессе общения получает от других значительное количество регулирующих воздействий: оценок, замечаний, одобрений. Впоследствии сам начинает выражать их партнерам. Так у ребенка накапливается информация о том, что ему удалось лучше, что вызвало одобрение, что - наоборот - делать не стоит. Все более четкими и объемными становятся представления о себе, в частности о своих возможностях. Если в раннем возрасте самоотношение ребенка было преимущественно положительным и негибким в различных ситуациях деятельности, то у дошкольника оно все больше зависит от конкретных успехов в деятельности и меняется чаще. В 3-4 г. ребенок только начинает выделять некоторые умения, личностные и познавательные черты. Стремление взрослого привлечь внимание малыша к его недостаткам воспринимается последним негативно как обобщенная личностная оценка со значением «плохой». 

Самооценка. Она во многом зависит от того, как ребенка оценивает взрослый. Чем точнее и аргументированней оценочное действие взрослого, тем благоприятнее условия формирования самооценки. Оценка взрослого ребенка должна играть стимулирующую роль, мобилизовать усилия ребенка на получение результата. Заниженные оценки взрослых имеют самые негативные последствия, снижают самостоятельность и инициативность ребенка. 

В раннем возрасте ребенок видел во взрослом, прежде всего, партнера, теперь - ребенок ориентируется на взрослого как на образец, которого трудно достичь. Позиция взрослого не позволяет ребенку применять для его деятельности оценочных действий. Вместе партнера дети начинают видеть в своих ровесниках, между ними возникает обмен оценками. Возрастает значимость оценок сверстников. Формирование способности к оценке товарищей опережает и стимулирует формирование самооценки. К ровеснику ребенок требовательный и оценивает его более объективно, чем себя. Он находит ошибки и недочеты в работе товарища в то время как аналогичные ошибки у себя не замечает. К концу дошкольного возраста умение оценивать работу ровесника переносятся на собственную деятельность.

Оценке сверстников подлежат, прежде всего, те сферы деятельности детей, которые выполняются ими совместно. Первыми дети учатся отличать те свойства товарищей, от которых зависит успешность их общения и сотрудничества: игровые умения, умения продуктивных видов деятельности, изобретательность, выдумку, способность учитывать предложения товарищей. В оценках сверстников дети учитывают, как они выполняют требования взрослых: не бить никого, слушаться воспитательницу, маму.

На основе опыта оценки товарищей у ребенка формируется самооценка. Характерной для дошкольника является завышенная самооценка, сопровождаемая положительными эмоциями. Преобладание положительных самооценок у детей играет защитную функцию, предохраняя незрелую личность ребенка от разрушительного воздействия отрицательных эмоций.

Стремление к одобрению со стороны взрослых порождает у ребенка хвастовство, желание подчеркнуть наиболее выигрышные свои свойства, привлечь внимание к ним. Младшие дошкольники оценивают себя в абсолютных величинах: «ловкий,« лучше играю в разные игры ». Средние дошкольники приписывают высокие оценки наиболее популярным ровесникам, или тем, к кому они относятся лучше. При этом такие оценки даются с учетом ситуации: «сегодня я добрый, потому добрые не пришли в детский сад». У старших дошкольников представления о себе более точное и дифференцированное: «я старательный, но не очень», «я стараюсь, когда составляю домик из кубиков, леплю грибочек ...» В самооценках возникают ссылки на примеры из поведения: «Я, наверное, не очень умная, умный Женя - он всегда первый на занятиях отвечает ».

-Ведущую роль в формировании самосознания дошкольника играет общение со взрослым, а также интенсивное развитие общения со сверстниками;

-Предпосылкой возникновения самооценки является формирование у ребенка представлений о себе на основе информации, поступающей от    партнеров по общению;

-Ведущую роль в возникновении самооценки играет совместная деятельность и общение с ровесниками;

-Самооценка тесно связана с оценкой ребенка взрослым, оценками ребенка;

-Содержанием взаимооценок и самооценок выступают умения, возможности, свойства детей;

-На протяжении дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, которая служит защитным фактором для незрелой личности ребенка;

-Растет объективность, аргументированность, дифференцированность, мотивированность оценок и самооценок.


Все новости

Ассоциация центров подготовки к ЕГЭАссоциация центров к ЕГЭ в Санкт-Петербурге
Онлайн заявкаonline заявка по подготовке к ЕГЭ
Отзывы слушателейОтзывы о подготовке к ЕГЭ
Общий прайс-листПрайс-лист на подготовку к ЕГЭ
Наши аудиторииАудитории по подготовке к ЕГЭ
Наши педагогиРепетиторы по подготовке к ЕГЭ
Уникальная информация о ЕГЭИнформация по курсам ЕГЭ
Профориентация мнения экспертовИнформация по выбору вуза и профориентация

© "Лучший центр ЕГЭ", 2012-2022, Санкт-Петербург

Яндекс.Метрика

Cоздание сайта Секрет Рекламы