Несмотря на то, что в целом структура контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку стабильна, тем не менее в 2013 году в них внесен ряд изменений. Одновременно изменения коснулись процедуры проведения экзамена и критериев оценки.В тестовой части (задания с выбором ответа) внесено изменение в формат задания А1: если ранее требовалось определить, в каком слове из четырех предложенных верно выделена буква, обозначающая ударный звук, то в этом году, напротив, надо найти слово с неверным ударением.
Таким образом, задание усложнено: выпускник должен показать прочные знания по орфоэпии. Расширение диапазона ответов к заданию А20 также привело к его усложнению: если ранее задание можно было выполнить, исключив две заведомо неверные формулировки ответов и выбрав из двух оставшихся, то теперь имеется только одна неверная формулировка. При этом среди вариантов правильных формулировок одна предусматривает глубокое знание структуры сложносочиненного предложения, а именно условий постановки знаков препинания при наличии общего второстепенного члена.
Самым серьезным изменением является, безусловно, принципиально новый подход к оцениванию части С – сочинения. Если выпускник не справился с сочинением по критерию К1 (формулировка проблемы), то по критериям К1 – К4 (содержание сочинения) он без дальнейшей проверки получает 0 баллов. Это значит, что если в сочинении, в любой его части, никак не названа ни одна проблема из имеющихся в тексте КИМ, то ни комментарий к тексту, ни правильное выявление позиции автора, ни собственные удачные аргументы никакой роли для повышения тестового балла не сыграют. Дело в том, что сочинение должно раскрывать отношение выпускника к проблеме, которую он самостоятельно выявляет в тексте. Логично, что, если проблема не выявлена, все сочинение, по сути, написано без опоры на исходный текст.
При этом внесенные в прошлом году изменения в критерии оценивания речевого оформления сочинения сохранились: высший балл за точность и выразительность речи (К6) прочно привязан к количеству речевых ошибок (К10). То есть, если выпускник виртуозно, ярко и образно изложил свои мысли, но допустил более одной речевой ошибки, то он получает по обоим критериям по одному баллу вместо двух. Учитывая это, нужно признать, что требования к сочинению в 2013 году значительно усложнены.На этом фоне безусловно положительным моментом является увеличение времени проведения экзамена на 30 минут: до 210 вместо прежних 180.
|